ВС РФ: при заключении лицензионных договоров стоит учитывать делимость соавторства
Истец обратился в суд с требованием об обязании ответчика (общества) не чинить препятствия в осуществлении истцом его исключительных прав на песни.
В обоснование требований истец указал на то, что им, на основании лицензионны договоров, заключенных с соавторами песен, были приобретены исключительные права, реализации которых препятствует ответчик.
Общество ссылалось на то, что им был заключен договор с одним из соавторов песен, и данный договор был заключен раньше, чем соавтор заключил договор с истцом, а также предъявило встречный иск об оспаривании указанного договора.
<
Суды трех инстанций удовлетворили встречные требования ответчика, указали на то, что ответчик является единственным обладателем прав на спорные песни, ввиду чего истец обязан не препятствовать ему в осуществлении его прав.
ВС РФ (определение СКГД ВС РФ от 13.06.2023 г. № 5-КГ23-47-К2) отменил акты нижестоящих судов и отметил, что судам надлежало установить, кому изначально принадлежали права отдельно на песни как произведение и отдельно на их составляющие части, порядок, в котором должна была осуществляться передача прав на песни, который зависит от того, было соавторство делимым или нераздельным.
Также надлежало установить, может ли каждая часть произведения (музыкальная и стихотворная) использоваться самостоятельно.
Позволяет ли приобретение отдельно прав на использование музыкального и стихотворного произведений, составляющих песню, использовать её как самостоятельный единый объект с учётом представленных сторонами договоров, суды не выясняли, хотя это обстоятельство является существенным.
Таким образом, стоит учитывать данную позицию высшей судебной инстанции при заключении лицензионных договоров на произведения, написанные в соавторстве.
Например, если договор заключен только с автором текста, но музыку исполнитель использует свою, нарушение отсутствует