Суд округа допустил расширение периода подозрительности за пределы 3 лет.
В рамках дела о банкротстве должника (№ А70-6184/21) управляющий обратился в суд с заявлением об оспаривании сделок по выводу имущества должника в пользу аффилированных лиц.
Суды двух инстанций отказали в удовлетворении заявления со ссылкой на то, что оспариваемые сделки совершены за пределами 3-летнего периода подозрительности, а оснований для признания их недействительными по общегражданским основаниям не имеется.
Суд округа с таким подходом не согласился и направил спор на новое рассмотрение, руководствуясь следующим.
Обращаясь с заявлением о признании сделок недействительными, управляющий указал на допущенное должником злоупотребление, заключающееся в реализации всего имущества по подозрительным сделкам заинтересованным лицам в период проведения выездной налоговой проверки с очевидным результатом для нарушителя налогового законодательства, создании препятствий для оспаривания спорных договоров в трехлетний срок путём многократного последовательного оспаривания решения инспекции ФНС России и судебных актов.
Установление ретроспективного периода подозрительности позволило бы проверить спорные сделки, как совершенные в созданных самим должником условиях, препятствующих возбуждению в отношении его дела о банкротстве, и искусственному отдалению от даты совершения сделок периода подозрительности.
Таким образом, суд допустил признание сделок недействительными по конкурсным основаниям в случае, если они совершены за пределами периода подозрительности при условии, что контролирующие лица искусственно затянули момент подачи заявления о признании должника банкротом.