Право на выбор единственного жилья принадлежит именно должнику
В рамках дела о банкротстве гражданина (№ А40-134229/22) должником было подано заявление об исключении из конкурсной массы жилых помещений: дома в Республике Мордовия и комнаты в городе Москве.
Управляющий также подал заявление об определении единственного жилья должника.
Суды трех инстанций, частично удовлетворяя заявление должника, указали на то, что, исходя из соблюдения баланса между интересами кредиторов и личными правами должника, а также соотношения стоимости жилого дома и комнаты, признали правомерным исключение из конкурсной массы жилого дома.
ВС РФ с таким подходом не согласился и исключил из конкурсной массы гражданина – должника комнату в городе Москве, обратив внимание на следующее.
Должник указывал, что длительное время зарегистрирован и постоянно проживает в комнате вместе с супругой, которая не имеет в собственности другого жилого помещения.
Проживание в комнате позволяет ему быть трудоустроенным в Москве и обеспечивать себя и членов семьи необходимым минимумом благ.
Таким образом, высшая судебная инстанция сформулировала позицию, согласно которой, при наличии у физического лица в собственности нескольких жилых помещений, право выбора конкретного жилья в качестве единственного принадлежит именно должнику, исходя из различных факторов (преимущественное проживание, удаленность от работы и пр.)
Следовательно, критерий стоимости, основываясь на котором может быть установлен баланс между правами кредиторов на удовлетворении требований и обеспечении должника достойным жильем, не является превалирующим в таких спорах.