Конституционный суд определился с очередностью требований налоговой при продаже залогового имущества в деле о банкротстве
Конституционным Судом рассмотрен запрос Верховного суда РФ о проверке конституционности отдельных положений Налогового кодекса РФ и Закона о банкротстве в части определения очередности погашения требований ФНС при реализации имущества должников в делах о банкротстве (Постановление КС РФ от 31.05.2023 г. № 28-П).
Суд пришел к выводу о том, что требования налогового органа, возникающие в результате реализации имущества должников, подлежат включению в реестр требований кредиторов и удовлетворению в составе третьей очереди реестра.
Стоит отметить, что профессиональное сообщество давно спорит по поводу обоснованности возникновения требований налоговых органов при продаже имущества банкрота.
Суть спора заключается в том, что налоговая в таких случаях имеет приоритет перед всеми реестровыми кредиторами, а также перед залоговыми
кредиторами.
При этом, представляется не совсем обоснованным само возникновение таких требований при банкротстве должника, поскольку реализация имущества несостоятельной компании не является деятельностью, направленной на извлечение дохода, а предпринимается для целей справедливого распределения вырученных средств на погашение требований кредиторов, то есть, по сути, вся выручка от продажи принадлежит кредиторам, а не должнику.
Однако, Конституционный суд РФ отклонил данный довод, указав на то, что по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования положения Налогового кодекса РФ и Закона о банкротстве предполагают включение в налоговую базу по налогу на прибыль организации доходов от реализации имущества, составляющего конкурсную массу в деле о банкротстве.
В любом случае, позиция, изложенная Конституционным Судом в данном постановлении, представляет собой определенный компромисс, поскольку она позволяет залоговым кредиторам в полной мере пользоваться своим приоритетом на погашение требований, однако создает определенные вопросы, решать которые придется законодателю, например, вопрос о том, в каком порядке требование налоговой будет включаться в третью очередь реестра: автоматически или посредством предъявления нового заявления.