КАК ОБЖАЛОВАТЬ РЕШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ОРГАНА

Если вы не согласны с каким-либо решением ИФНС, вынесенным в отношении вашей организации (в т.ч. с решением по налоговой проверке), его следует сначала обжаловать в региональное управление ФНС (УФНС) и только потом - в суд (ст. 137, п. 2 ст. 138 НК РФ, п. 1 Приложения N 1 к Приказу Минфина от 17.07.2014 N 61н).

Сразу обжаловать решение ИФНС в суд, минуя УФНС, нельзя.

В какой срок обжаловать решение

Это зависит от того, о каком именно решении ИФНС идет речь.

Вариант 1. Решение по камеральной или выездной проверке. До вступления в силу решения, то есть в течение месяца со дня его вручения представителю организации, на решение может быть подана апелляционная жалоба (п. 9 ст. 101 НК РФ).

Дата вручения решения зависит от способа, которым оно вам передано.

Способ передачи решения

Когда решение считается врученным (п. 9 ст. 101 НК РФ, пп. 27, 28 п. 1, п. п. 11, 14 Порядка направления документов, утв. Приказом ФНС от 15.04.2015 N ММВ-7-2/149@)

Представителю организации под расписку

На дату получения решения, указанную представителем организации на экземпляре решения ИФНС

По почте заказным письмом

На наиболее раннюю из следующих дат:

- или день фактического получения заказного письма с решением;

- или 6-й рабочий день, считая со дня отправки заказного письма. Например, решение, направленное организации по почте 01.02.2018, считается полученным 09.02.2018

В электронной форме по ТКС

На дату принятия решения, указанную в квитанции о приеме. Ее вы должны направить в ИФНС в течение шести рабочих дней со дня отправки решения по ТКС. Например, если решение направлено вам по ТКС 01.02.2019, то квитанцию о приеме нужно отправить в ИФНС не позднее 11.02.2019

Если вы подадите апелляционную жалобу, то вступление решения в силу будет отложено, а значит, ИФНС не сможет его исполнить (взыскать с вас доначисления) до принятия региональным УФНС решения по жалобе (п. 1 ст. 101.2 НК РФ).

Если же вы не подали апелляционную жалобу в течение месяца с даты вручения решения, то по истечении этого срока оно вступит в силу. Например, решение, врученное организации 31.01.2019 и не обжалованное в апелляционном порядке, вступит в силу 01.03.2019. Обжаловать решение, вступившее в силу, можно в течение года со дня, когда оно вынесено (п. 2 ст. 139 НК РФ).

Вариант 2. "Беспроверочное" решение.

Без проведения проверки ИФНС может, в частности, вынести:

· решение о привлечении организации к ответственности, например, за несвоевременное представление налоговой декларации или расчета, а также за несвоевременную подачу сообщения об открытии ОП (п. 1 ст. 116, п. 1 ст. 119 НК РФ). Такие решения вступают в силу со дня их вручения представителю организации (п. 10 ст. 101.4 НК РФ, п. 48 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 N 57). Поэтому ИФНС сможет взыскать с организации штрафы даже в случае подачи вами жалобы. Исполнение обжалуемого решения может быть приостановлено по вашему заявлению, поданному одновременно с жалобой, только если вы предоставите банковскую гарантию, соответствующую требованиям п. 5 ст. 74.1 НК РФ, на общую сумму налогов, пеней и штрафов по этому решению (п. 5 ст. 138 НК РФ);

· решение, по которому не велось производство по делу о налоговом правонарушении. Например - об отказе в возврате переплаты или о приостановлении операций (блокировке) по счету в банке. Срок для обжалования "беспроверочного" решения - год с даты его вручения (п. 2 ст. 139 НК РФ).

В этот же срок обжалуются решения ИФНС о назначении, приостановлении (продлении) выездной проверки, об отказе в продлении сроков представления документов и иные решения, принимаемые ИФНС в ходе, но не по итогам проверок.

Как оформить и подать жалобу Жалоба на любое решение ИФНС составляется в письменной форме и должна содержать (п. п. 2, 3 ст. 139.2 НК РФ, Информация ФНС от 09.02.2011):

· наименование, ИНН, адрес и номер телефона (адрес электронной почты) вашей организации;

· наименование ИФНС, решение которой обжалуется;

· название, номер и дату обжалуемого решения;

· основания, по которым вы считаете решение неправомерным, а ваши права - нарушенными (со ссылками на законы и иные нормативные правовые акты);

· ваши требования (например, отменить обжалуемое решение ИФНС);

· перечень прилагаемых документов, подтверждающих ваши доводы.

Как УФНС рассматривает жалобу По общему правилу УФНС рассматривает жалобу без участия представителя организации (п. 2 ст. 140 НК РФ).

Вас обязаны пригласить, только если при рассмотрении жалобы будут выявлены противоречия между сведениями в материалах, представленных ИФНС, или несоответствие сведений в таких материалах представленным вами сведениям (п. 2 ст. 140 НК РФ).

Вас могут пригласить, если ИФНС существенно нарушила процедуру принятия решения - например, рассмотрела акт проверки без участия представителя организации, не известив о месте и времени его рассмотрения (п. 2 ст. 101 НК РФ, п. 5 ст. 140 НК РФ).

В течение трех рабочих дней со дня принятия решения по жалобе УФНС должно вручить его вам (направить по почте заказным письмом).

Рекомендуем обратиться в ЮК «Математика права» за более подробной юридической консультацией и помощью в подготовке необходимых документов